Я хотел бы рассказать о том, как о. Даниил Сысоев поучаствовал в зарубежной миссии.
Собственно миссионерские поездки заграницу у о. Даниила было три — две в Македонию и одна в Киргизию. В Македонию мы с ним ездили по приглашению Архиепископа Охридского Иоанна, чтобы поддержать гонимую от властей и местных раскольников Православную Охридскую Архиепископию Сербской Православной Церкви. О. Даниил проводил беседы и даже открытые диспуты с раскольниками, но, хотя по существу ответить им было нечего, они все равно оставались в своем состоянии.
Некоторые — по причине того, что боялись потерять свои места, если перейдут в гонимую каноническую Церковь, другие же по идейным соображениям, третьи — просто из-за равнодушия. Помню, отец Даниил сказал, что в итоге такая работа с раскольниками неэффективна и если он приедет в третий раз в Македонию, то попробует миссионерствовать среди македонских протестантов. Он полагал, что она будет более успешна. Кроме того он вдохновлял духовенство Охридской Архиепископии заняться миссией среди местных албанцев и по меньшей мере один из священников этим заинтересовался, стал учить албанский.
Я привел пример этой в общем-то неуспешной миссии для того, чтобы показать — отец Даниил не был тем, кто всегда знал заранее как все сделать правильно — в миссии особенно тогда много было неясного, и многое ему приходилось проверять на собственном опыте, чтобы найти наиболее оптимальный путь.
В Киргизию о. Даниил ездил с группой миссионеров из своей Школы. Поездка была по благословению тогдашнего митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира. Владыка попросил о. Даниила не проповедовать мусульманам, сосредоточиться на различных сектантах протестантского толка. Так и было сделано.
За десять дней поездки под руководством о. Даниила миссионеры посетили около трех десятков собраний: харизматической секты В. Кузина, пятидесятников, баптистов, пресвитериан, кальвинистов, Адвентистов седьмого дня, Свидетелей Иеговы. Покрестили двух баптистов, несколько баптистских и пятидесятнических пасторов стали готовиться выйти из своих общин и принять Православие. Помню, что уже по возвращении в Москву о. Даниил получал звонки из Киргизии о том, как принимали Православие те, с кем он начал работать.
Знаю также, что, будучи в Египте, о. Даниил проповедовал своему гиду-мусульманину (причем довольно радикальных взглядов). В результате многочасовых бесед египтянин признал, что Христос есть Бог, но принять крещение, насколько мне известно, не решился. Впрочем, это была не миссионерская поездка, а паломническая, просто на ней о. Даниил нашел того, кому нужно было проповедовать Христа.
Вообще же совсем в дальние страны о. Даниил с миссией так и не добрался, хотя горячее желание поехать на миссию у него было. За несколько месяцев до смерти он у меня попросил аудиокурс английского языка, чтобы выучить его как раз с этой целью. Отец Даниил запланировал поездку в Таиланд в декабре 2009 года, на нее уже было получено патриаршее благословение и в Таиланде батюшку ждали.
Обложка книги о. Даниила на тайском языке
Фото храма в Чингмае на севере Таиланда
Он хотел поехать на север страны и проповедовать местным протестантам. Но, хотя он доехать туда не успел, сейчас в этих краях, в городе Чиангмай, построен православный храм, на служение в котором определен священник — выпускник основанной отцом Даниилом Школы православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе. Достигло Таиланда и слово о. Даниила — одна его книга (часть «Закона Божия») была переведена и издана на тайском языке.
Но и не отправляясь в другие страны, о. Даниил умудрялся участвовать в миссии там. Например, мы с ним как-то решили разослать по разным зарубежным раскольническим группам письмо с приглашением присоединиться к канонической Церкви. О. Даниил составил письмо, я перевел его, нашел электронные адреса и разослал. Ответов пришло на удивление много, так что даже нам было не под силу вести переписку сразу со всеми и мы сосредоточились на одной переписке.
Это был глава епархии одной из раскольничьих юрисдикций США. Он был готов перейти вместе с епархией, насчитывающей несколько приходов и монастырь. О. Даниил убедил их присоединиться к Русской Зарубежной Церкви и для обеспечения этого вместе со мной ездил на встречу к митрополиту Нью-Йоркскому Илариону. В конце-концов уже после смерти о. Даниила эта группа присоединилась к РПЦЗ в полном составе.
Будучи духовником и членом Православного миссионерского общества имени преподобного Серапиона Кожеозерского, отец Даниил принимал живое участие в его первых инициативах, направленных на поддержку Православия в неправославных странах.
Помню, по благословению митрополита Нью-Йоркского Илариона мы организовли сбор на строительство православного храма в индонезийской провинции Папуа. Большую часть средств мне удалось собрать и при очередной встрече отец Даниил дал пожертвование, которое почти полностью закрывало требуемую сумму. Я без всякой задней мысли говорю ему: «Вот как хорошо, осталось только еще одному человеку пожертвовать, и будет вся требуемая сумма».
Отец Даниил улыбнулся и достал кошелек со словами: «Нет, никому не оставлю» и добавил недостающую сумму. Впоследствии на это пожертвование была приобретена земля и построено небольшое здание в качестве храма для Свято-Никольского прихода Русской Зарубежной Церкви в городе Джаяпура, где служит сейчас священник Хризостом Гасперз.
Другой инициативой была регулярная финансовая поддержка православных детей из бедных семей Зимбабве (по благословению тогдашнего Зимбабвийского митрополита Георгия). Идея была такая: жертвователи из России брали на себя шефство над конкретным ребенком, по которому предоставлялась полная информация с фотографией. Шефство заключалось в том, чтобы оплачивать расходы на школьное обучение детей. Суммы требовались по тем временам довольно скромные. Но с их помощью нам удавалось вносить свой вклад в будущее православной общины Зимбабве.
Всего наше общество взяло на себя десять детей, из которых отец Даниил взял себе сразу двоих: брата и сестру Марию и Косьму Мучаканакирва (Muchakanakirwa). Отец Даниил обеспечил им два года обучения в школе. Потом о. Даниила не стало, затем владыку Георгия перевели с Зимбабвийской кафедры на другую и этот проект прервался. Хотя в скором времени мы надеемся возобновить его уже в Кении, о чем я провел предварительные переговоры с секретарем Кенийской митрополии Александрийского патриархата.
По приглашению о. Дионисия Поздняева о. Даниил приезжал в Иркутск, чтобы содействовать паломничеству православных китайцев и укреплению их в вере. Стоит отметить, что недавно была издана первая книга о. Даниила на китайском языке — часть «Закона Божия».
Но самое главное заключалось в том, что о. Даниил побуждал других к мысли о необходимости деятельного исполнения заповеди «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Мф. 28:19). Своим ученикам в Школе он сказал: выбирайте каждый себе страну, в которую поедет. Регулярно предлагал это и своим друзьям. При жизни о. Даниила многие воспринимали это как шутку или чудачество — но впоследствии друзья, ученики и последователи о. Даниила лично поучаствовали в миссионерской работе в Индии, Монголии, Филиппинах, Таиланде, Камбодже, Мексике, Кении — и это всего лишь за шесть лет! Некоторые не ограничились временными поездками и уехали на всю жизнь трудиться над распространением света Евангелия в республику Тува и в Таиланд.
Отец Даниил, будучи обычным священником, молодым человеком со слабым здоровьем, смог за короткое время изменить восприятие миссии в рамках всей Церкви. Я хорошо помню, как в 1990-е годы идеи прямой проповеди иноверцам и инославным, идеи зарубежной миссии представлялись людям чем-то несбыточным, никто не думал, что это возможно. Благодаря о. Даниилу мы все увидели, что это не просто места — это реальность. И это удивительный пример того, как один человек может изменить столь многое.
о.Георгий Максимов